Ваш ребенок до сих пор не говорит? Переживаете, что он отстает от сверстников?
Обычные занятия с логопедом не дали результата? Восприятие и воспроизведение речи – очень сложные процессы, в которых задействованы разные отделы головного мозга, и в описании их природы ученые так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, общепринятым является тезис, что для нормального восприятия и воспроизведения речи необходима слаженная работа центров, отвечающих за движение и восприятие. Ученые и педагоги также едины в том, что основные причины отсутствия и недоразвития речи заключаются:
-
в отсутствующей или «разорванной» связи между этими центрами;
-
в том, что ребенок не может соотнести конкретный объект каким-либо символом –
это может быть и движение, и предмет, и зрительный, и слуховой знак.
Наш
язык – это знаковая система, набор символов, имеющих определенный смысл. Для
того чтобы речь «запустилась», по мнению Т. В. Грузиновой, необходимо развить у
ребенка символическую функцию. Она предлагает использовать игровую логопедию,
когда все необходимые функции и процессы приходят в норму именно тогда, когда ребенок
позитивно настроен на игру и эмоционально в нее вовлечен. Представляю Вашему
вниманию разбор 2-х методик по запуску речи.
Как
происходит запуск речи по методике Грузиновой?
Для
удачного стимулирования речи еще на этапе диагностики необходимо определить:
-
понимает ли малыш обращенную речь, команды;
-
имеются ли у него произвольные и непроизвольные вокализации гласных звуков;
-
может ли он подражать отдельным звукам, когда эмоционально увлечен игрой.
Непроизвольными
Грузинова называет те звуки, которые ребенок издает во время каких-либо
действий, например, когда играет, но повторить осознанно по просьбе взрослого
не может. Произвольные звуки появляются тогда, когда ребенок уже более-менее
владеет собственным речевым аппаратом и может произнести тот или иной звук по
своему желанию или в подражание взрослому.
Кроме
того, крайне важно установить с ребенком доверительные отношения, ведь во время
занятия логопед часто касается его лица и головы, ручек и ножек, это может
вызвать негативную реакцию малыша. Он должен чувствовать себя в безопасности, и
тогда его желание что-то делать, искренний интерес к происходящему, позитивные
эмоции сделают игры и упражнения более эффективными.
Стимулирование
речи у неговорящих детей по методике Т. В. Грузиновой происходит в несколько
этапов.
Первый
этап
В
начале занятия логопед создает игровую ситуацию, чтобы у ребенка появился
положительный настрой на совместную работу. Упражнения направлены на вызов и
закрепление согласных звуков, произношение которых ребенок контролировать не
может.
Взрослый
создает у ребенка ассоциацию на движение звучащей игрушки или другого предмета
(например, музыкального инструмента) с конкретным жестом. Когда в процессе игры
возникает звук, он сопровождается этим жестом, так происходит, пока ребенок не
запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и
жест должны соотноситься только с одним согласным.
По
мере развития навыка логопед обучает малыша тем согласным, которых в его «речи»
нет. Он формирует звуки путем выдувания воздушного потока и создания
естественных преград в виде речевых органов ребенка. Полученные согласные
закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом и движением
игрушки.
Если
какой-либо важный звук отсутствует, его формируют по тому же принципу, через
подражание. Качество произносимого звука значения не имеет, успехом считается
уже то, что он присутствует, и ребенок вообще способен его воспроизвести.
Второй
этап
Когда
основные согласные и гласные звуки сформированы, логопед начинает учить ребенка
завершать слово. Здесь малышу помогает ритмический рисунок слова, свойственный
любому языку: безударный слог неизбежно тянет за собой ударный, открытый слог
становится основой для закрытого слога. Постепенно ребенок овладевает
произношением слов из двух-трех слогов различного характера.
Третий
этап
Коррекцию
завершают занятия, во время которых ребенок учится произносить фразы с опорой
на ее ритмический рисунок, жестовую речь, картинки, предметов, которые
обозначают какое-либо слово.
Как
выбрать опоры?
Главное
условие – опора должна быть хорошо знакома ребенку и привлекательна для него.
По мере автоматизации навыка опора уменьшается, и малыш перестает в ней
нуждаться. Опора может быть как предметом, так и действием.
Например,
в основу опорной фонетической ритмики положен верботональный метод развития
речи. Для речевых звуков характерна определенная интенсивность, длительность,
напряжение мышц, то же самое можно сказать и о музыкальных звуках.
Движениями
тела ребенок повторяет ритмический рисунок слова, фразы, стишка. В методике
Грузиновой музыка используется не только как стимулятор развития речи, но и как
обучающее пространство, которое помогает ребенку правильно выполнить
упражнение.
Кроме
того, ребенок может опираться на жестовую речь. Здесь важно понимать, что жест
обозначает:
-
именно звук, а не слово,
-
определенную музыкальную ноту,
-
ритмический рисунок,
-
фотографию,
-
картинку,
-
игрушку,
-
символ – пиктограмму,
-
букву.
Одно
из преимуществ метода Грузиновой в том, что занятия происходят большей частью
не за столом логопеда, что изначально ставит ребенка в непривычную, а потому
некомфортную для него, ситуацию, а на полу, на игровом коврике. Таким образом,
ребенок даже не замечает, что выполняет серьезные упражнения. Логопед из
незнакомого взрослого превращается в товарища по игре, который говорит с
малышом на одном «языке».
Длительность
курса определяется тяжестью речевой патологии и характером вызвавших ее причин.
У детей с органическими поражениями ЦНС запуск речи требует больше времени и
помощи невролога.

Добрый день, Екатерина. Спасибо за интересную информацию.
ОтветитьУдалитьДобрый день. Спасибо за отзыв.
ОтветитьУдалитьКак организовать дома эффективную работу ?
ОтветитьУдалитьОчень полезная информация, спасибо большое 😊
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Спасибо Вам большое за полезную статью🙏
ОтветитьУдалить