Родителям о развитии детей

Развитие детей, обзор методик  

Немного о методиках, которые на слуху, первая из них это методика развития детей Марии Монтессори. Она направлена на развитие у малышей самостоятельности, взрослому отводится роль помощника, но не воспитателя. Автор методики считала, что в каждом ребенке заложен потенциал от природы, природная тяга к познанию мира, необходимо просто помочь ребенку, т.к. всё вокруг малыша служит его обучению. Обязательными постулатами данной системы развития является отношение к ребенку как к самостоятельной и уникальной личности со своими предпочтениями - создайте вокруг ребенка полезную атмосферу и позвольте ему самому выбрать чем, когда и как долго он хочет заниматься. Нельзя формировать оценочное суждение по отношению к действиям ребенка, данная программа развития отрицает порицание детей, так же как и поощрения, сравнение детей между собой или результатов, которых они достигли. Во главе методики - ребенок, его естественные предпочтения и наклонности, задача взрослого - обеспечить наличие ресурсной среды развития. При кажущейся вседозволенности система органично объясняет ребенку правила поведения в социуме, наряду с независимостью помогает усвоить такие понятия как уважение по отношению к окружающим. В коррекционной педагогики, применяя данную методику для компенсации имеющихся у ребенка нарушений мы максимальный упор делаем на развитие сенсорных способностей, зрительного соотнесения (рамки-вкладыши) и восприятия в целом. Данная методика не предусматривает развития речи как первостепенную задачу, в ней формируется база для овладения высшими психическими функциями, к которым относится речь.

Методика Глена Домана.

Методика Домана включает в себя серьезный набор физических упражнений и интеллектуальных тренажеров, которые надо регулярно выполнять. Доман является одним из авторов теории, в которой установлена прямая связь между физическим развитием и интеллектуальным. Он утверждает, что занимаясь физическими упражнениями с ребенком родители тем самым стимулируют развитие интеллекта и соответственно, чем лучше физическое развитие, тем выше интеллектуальные способности детей. В рамках методики описывается большое количество физической активности ребенка с рождения в виде упражнений, а только потом уже карточки, на которых я остановлюсь подробнее
Серия интеллектуальных тренажеров:
1.Как научить вашего ребенка читать. Ребенку демонстрируются карточки со словами. Первые дни занятий включают 3 сеанса показа по 15 слов — существительных. Затем количество сеансов наращивается до 9. На следующих этапах занятий также наращивается количество слов и добавляется показ нескольких слов (словосочетаний, предложений) одновременно. Используются карточки 50 на 10 см, на которых красными крупными буквами написаны слова.
2.Бит интеллекта. Ребенку быстро демонстрируются карточки с изображениями, при этом необходимо произносить факты о изображенных объектах.  Время показа 1 карточки — 1-2 секунды! Используются карточки 28 на 28 см, на которых на белом фоне изображены объекты. Первые дни занятий включают 3 сеанса по 10 карточек, затем количество карточек в 1 сеанс плавно увеличивается до 120! Карточки, которые демонстрировались 30 раз убираются из показов, регулярно добавляются новые. Таким образом за год возможно изучить более 1000 карточек и фактов о изображенных объектах.

3.Как научить вашего ребенка считать. Для обучения счету до 20 ребенку быстро демонстрируются карточки с изображениями точек по количеству изучаемых цифр. Занятия включают 3 сеанса по 5 карточек. Ежедневно добавляются 2 новые карточки и удаляются из показов две карточки с уже изученными цифрами. Далее вводятся дополнительные карточки с большим количеством точек и увеличивается их число.  Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами. Будьте здоровы и умны) 


Развитие мелкой моторики, как и зачем?
«ШНУРОВКИ: ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ?»
Сегодня ассортимент игрушек, которые продаются в магазинах, настолько широк, что на выбор игрушки можно потратить не один час. Некоторые родители при покупке игрушек руководствуются принципом «Чем дороже — тем лучше». Однако это не совсем правильно. Можно купить игрушку, которая будет стоить не дорого, а пользы для развития малыша будет значительно больше, чем от огромного плюшевого мишки. 
Ярким примером здесь могут послужить игры-шнуровки. Шнуровки изготавливают из разных материалов: из дерева, оргалита, из мягких материалов и бывают совершенно разных форм: пуговицы, грибы, ёжики, груши, яблоки, в форме кедов и букетов. 
О пользе шнуровок
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. 
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена ещё в прошлом веке Марией Монтессори, а до неё — и Сегеном. Т.е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребёнка в норме — это вовсе не значит, что ребёнок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4–5 лет завязывание шнурков вызывает у ребёнка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребёнок не исключение. 
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. 
К развивающим играм с ребёнком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это — интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребёнка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь. 
Поэтому, если в вашей коллекции игрушек ещё нет шнуровки, то настоятельно рекомендуем её приобрести! Игра-шнуровка поможет развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.


Примеры игр со шнуровками








Пуговицы идеально подойдут детям от года. Если вы думаете, что эта игра не может заинтересовать ребёнка, поскольку не является яркой, то сильно ошибаетесь. Здесь важную роль играет тот факт, что дети просто обожают чувствовать себя взрослыми. А ничто так не делает ребёнка взрослым, как «настоящая» взрослая вещь и «взрослое» занятие. 
Поэтому предложите ребёнку заняться хозяйством и «пришить» пуговицу. А чтобы маленькие неловкие пальцы справились с этим мудрёным делом, то пуговица будет большой, иголка — деревянной, а вместо нитки малыш проденет в ушко один из трёх ярких шнурков. 
Игрушка состоит из пуговицы с четырьмя дырками, деревянной «иголки» и «нитки» — шнурка. Покажите малышу швейные движения — иголка ныряет в дырочку и выныривает обратно, причём сразу обратите его внимание, что выныривать она должна не произвольно, не через край пуговицы, а в соседнюю дырочку или дырочку наискосок. 
Для детей постарше (3–4 года) существуют сюжетные шнуровки. Ребёнку предлагается «незаконченная» картинка (изображение вазы с букетом, домика, ёжика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали. Давайте рассмотрим на примере шнуровки «Теремок». 
По имеющейся картинке вы с малышом построите удивительно красивый разноцветный домик — настоящий терем: с крышей, на коньке которой сидит петушок (его ещё нужно собрать из трёх деталей), с расписными наличниками, брёвнами, слуховым окошком. В процессе игры ребёнок освоит разные способы шнуровки — просто стежки, стежки крест-накрест. Научите малыша накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом пришнуровать), завязывать бантики. Помните, что вторая часть — работы — отшнуровать детали — не менее, если не более сложна, чем первая.
Игра учит внимательности и аккуратности — у каждой детали есть своё место, в процессе ребёнок обретёт навыки конструирования, составления орнаментов, начнёт с большей лёгкостью ориентироваться на плоскости.

К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно «собрать» игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Однако предложите ребёнку попробовать свои варианты шнуровки. это положительно отразится на творческих способностях вашего малыша.


Нарушения развития, методы их исследования

Сенсорная интеграция — это врожденная реакция организма на сигналы, полученные от рецепторов. Осязание, обоняние, слух, зрение, вестибулярный аппарат вкус информируют человека о происходящем вокруг и подсказывают, как нужно поступить. Например, вестибулярный аппарат требует занять определенное положение телу, неприятный вкус предупреждает о несвежести продуктов, поглаживания и объятия расслабляют нервную систему. Процесс происходит автоматически и обеспечивает ребенку правильное сенсомоторное развитие. У детей с нарушением сенсорной интеграции происходит сбой в обработке полученных от рецепторов данных. Синдром проявляется в поведении, тактильных ощущениях, познавательном и моторном развитии. Больные дети кажутся истеричными, капризными, избалованными. На самом деле, причина деструктивных реакций кроется в нарушениях работы ЦНС.
О возможности лечения нарушений социальной интеграции впервые заговорил калифорнийский трудотерапевт Э. Д. Айрес. Она создала собственный метод помощи больным детям и взрослым. Развитие социальной интеграции доктор Айрис практиковала с 90-х годов прошлого века. Использовала в процессе терапии игры, специальное оборудование. Дети, взрослые с неврологическими нарушениями получали опыт воздействия на кинестетическую, аудиальную, визуальную, вестибулярную сферы. Адаптировались к сигналам, происходил процесс упорядочивания ощущений.
Симптомы, на которые следует обратить внимание, они разделены на группы
Тактильная дисфункция: неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.
Вестибулярная дисфункция: гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.Проприоцептивная дисфункция: неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).
Аудиальная дисфункция: повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.
Оральные дисфункции: защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.
Обонятельная дисфункция: чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.
Визуальная дисфункция: гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.
Артикуляционная дисфункция: не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.
Социальная дисфункция: сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.
Эмоциональная дисфункция: импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.
Игровая дисфункция: не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.
Дисфункция саморегуляции: раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.
Интроцепция (внутренняя регуляция): непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.
 Если Вы обнаружили у своего ребенка такие особенности, обязательно обратитесь к  специалисту!
По данному вопросу книга Э.Джин Айрис является наиболее подробной, доступной и интересной для родителей и начинающих педагогов.

Что такое АВА терапия и для кого она нужна?

Прикладной анализ поведения или АВА (Applied behavior analysis)
является популярным подходом коррекции для лиц с ограниченными возможностями, особенно для детей с аутизмом. К сожалению, существуют распространённые заблуждения относительно того, что на самом деле влечёт за собой ABA. 
Многие люди ассоциируют эту терапию с узким набором практик и даже сравнивают с дрессурой,  не понимая богатства приложений и путей, в которых методы АВА могут быть использованы.
ABA терапия представляет собой смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с потребностями каждого отдельного ребёнка, чтобы изменить его поведение. Целью терапии является расширение речевых навыков, игры, социализации и уменьшение нежелательного поведения. ABA терапия помогает установить лучший контакт глаз, способствует обучению, развитию речи детей с аутизмом и спонтанной имитации. Наконец дети приобретают способность и желание учиться. У многих детей уменьшается или проходит полностью самоагрессия, самостимуляция (стереотипии) и ритуальность в поведении.
Сколько нужно заниматься АВА терапией
В исследовании Ловааса 1987 года было обнаружено, что почти половина (47%) детей, получавших 40 часов в неделю ABA терапии в конечном итоге смогли поступить в школу, и достигли нормального интеллектуального и образовательного функционирования к концу первого класса. В то время как дети с аутизмом,  получающие терапию только 10 часов в неделю не смогли сделать то же самое.
Цели ABA
Конкретные цели вмешательства выбираются на основе индивидуальных проблем ребёнка и его расстройства. Дети с аутизмом часто демонстрируют такое поведение, как: отсутствие зрительного контакта, нежелание заниматься и повторять за взрослым. Именно сокращения этого поведения является первым объектом вмешательства. После того как поведенческие проблемы устранены и находятся под контролем, целью вмешательства может стать улучшение коммуникации и социального взаимодействия.
В этой АВА терапии необходимо устанавливать цели и постоянно контролировать и оценивать прогресс.
Основные принципы
Главным принципом ABA считается, что если поведение вознаграждается, то оно повторится вновь. Для этого терапист или родитель даёт ребёнку мотиватор: вопрос или просьбу. Дожидается реакции. Если она положительная терапист использует похвалу или фактический стимул (игрушка, конфета и т.д.). Негативную же реакцию нужно игнорировать.
АВА терапия основана на некоторых общих представлениях о том, как дети с РАС учатся поведению.
На самом базовом уровне, который включает в себя:
1.     стимул (запрос) для ребёнка
2.     следствие – реакция ребёнка
3.     «подкрепление» или «наказание» основано на реакции ребёнка
Подкрепление это то, чем вознаграждается ребёнок за правильный ответ, оно повышает вероятность этого ответа. Примеры возможных подкреплений для маленьких детей: похвала, улыбка, игрушка, мыльные пузыри, мультик, лакомства и т.д.
Наказание не подразумевает никакого физического насилия! Этот термин означает неодобрение и отсутствие поощрения.
Необходимо провести функциональную оценку возможных подкреплений или наказаний, чтобы определить наиболее эффективные в формировании поведения ребёнка. 
Представленные ниже книги помогут родителям и начинающим специалистам более детально разобраться в этом вопросе.
 
Разделенное внимание у детей с аутизмом, что это?

Дети, у которых диагностирован аутизм, имеют дефицит социальных навыков, а если говорить конкретнее, то им не хватает разделенного внимания. Так называется общее внимание двух людей к одному и тому же объекту (Wikipedia) или синхронизация внимания между двумя или более людьми (Per Holth, 2006).
Некоторые другие определения в литературе включают: 1) разделенное внимание означает одновременное участие двух или более людей, которые мысленно сосредоточены на одном и том же внешнем предмете (Baldwin, 1995); 2) разделенное внимание — это взгляд на то, на что смотрит другой человек Sigman and Kasari, 1995); 3) разделенное внимание — это знание о том, на что смотрит другой человек, и понимание, что он имеет собственный зрительный опыт (Bruner, 19).
Например, Билли гуляет вместе с папой и видит самолет в небе. Он смотрит на своего папу и показывает на самолет, его папа тоже смотрит на самолет, после чего Билли и папа смотрят друг другу в глаза и улыбаются друг другу. Люди участвуют в разделенном внимании только ради того, чтобы поделиться каким-то событием или предметом с другим человеком (то есть, это поведение подкрепляется социально!)
Разделенное внимание — это критически важный навык в развитии ребенка. Исследования связывают разделенное внимание с последующим развитием навыков, включая способность к символическому мышлению, речи и общим социально-познавательным процессам. Разделенное внимание — это необходимый базовый навык, и именно в нем может заключаться потенциал прорыва в лечении аутизма у детей (Per Holth, 2006).
Разговор о разделенном внимании мы должны начать с контакта глазами. Наши дети заглядывают нам в глаза не только для того, чтобы получить то, что они хотят, но потому что контакт глазами с нами и внимание с нашей стороны сами по себе являются поощрением. Некоторые наши дети учатся этому естественным образом, однако иногда необходимы специальные процедуры на разделенное внимание, чтобы сделать взгляд в глаза и социальное внимание поощрением для ребенка.
В своей статье 2006 года «Оперантный анализ навыков разделенного внимания» Пер Холт описывает различные обучающие процедуры для развития навыков разделенного внимания. Протокол социального обращения, который описан ниже — это превосходный первый шаг для обусловливания контакта глазами как поощрения.

Социальное обращение

Взрослый и ребенок сидят друг напротив друга за столом или на полу. Желанное лакомство кладется между ребенком и взрослым. Правильная реакция со стороны ребенка — он сидит, его руки опущены вниз, и он смотрит в глаза взрослому.
Взрослый должен подождать до 10 секунд (в течение которых ребенок и взрослый поддерживают контакт глазами), а затем он улыбается и кивает. Сразу после улыбки и кивка ребенок берет желанный предмет.
Если ребенок тянется за предметом до того как посмотреть в глаза или до того как взрослый кивнет и улыбнется, то взрослый должен физически блокировать ребенка, не давая ему взять предмет. Если ребенок не берет предмет после кивка и улыбки, то взрослый должен физически подсказать ему это сделать.
Вариации и способы обобщить этот протокол включают: положить 10 лакомств одновременно на выбор; обобщение во время игры с игрушками (например, перед ребенком есть несколько машинок и гоночная полоса, и ребенок должен посмотреть на вас и дождаться вашего кивка и улыбки, прежде чем он сможет выбрать, с какой машинкой играть); введение качания головой в качестве «нет» до того, как вы кивнете, таким образом, ребенок учится различать беззвучные жесты как «нет» и «да».
Используя этот протокол, вы обуславливаете контакт глазами, также как и беззвучные сигналы улыбкой и кивком, как обусловленные транзитивные мотивационные операции (CMO-T) в доступе к первичному поощрению. Говоря проще, ребенок хочет лакомство, он не может получить лакомство, пока не посмотрит на вас, и если вы не смотрите на него, то ему нужно побудить вас смотреть на него = поддержка контакта глазами становится поощрением!

Следование указательному жесту и взгляду

Одно из определений разделенного внимания включает умение «смотреть на то, на что смотрит кто-то еще» (Sigman and Kasari, 1995). Для того чтобы этого добиться, мы должны сделать взгляд на событие или предмет, на который смотрит другой человек, поощрением для наших детей!
Пер Холт выделяет протокол предварительного тренинга и тренинга по обучению вниманию к указательному жесту и направлению взгляда другого человека. Сначала взрослый указывает на потенциально поощряющий для ребенка предмет (например, лакомство, маленькую игрушку — то, что может поместиться под небольшую чашку). Взрослый просит ребенка отвернуться и закрыть глаза — ребенок не должен наблюдать за тем, что делает взрослый. Когда ребенок не смотрит, взрослый кладет желанный предмет под одну из двух непрозрачных чашек перевернутых кверху дном на столе, после чего просит ребенка перевернуть одну из них и/или показать на нее. Ребенок должен указать на одну из чашек (при необходимости могут использоваться, постепенно уменьшаясь, физические подсказки). Взрослый поднимает одну из чашек, и если желанный предмет находится под ней, то ребенок может его взять. Если под чашкой нет предмета, то у взрослого есть два варианта действий: 1. Взрослый поднимает другую чашку, чтобы показать, где был предмет, ребенку, а затем ребенок должен попробовать снова. 2. Взрослый позволяет ребенку показать на вторую чашку и взять желанный предмет. (Этот выбор зависит от уровня толерантности ребенка к ошибкам и необходимости начать заново). Во время предварительного тренинга важно приучить ребенка, что выбор правильной чашки приведет к получению желаемого. Следующая задача — научить ребенка, что лучший способ угадать чашку — это следить за жестом или взглядом взрослого.
Во время протокола тренинга для взгляда, проводится такое же предварительное обучение. На этот раз, однако, когда ребенок видит чашки, взрослый должен смотреть на правильную чашку. Для начала рекомендуется, чтобы лицо взрослого было как можно ближе к чашке, чтобы подсказка была более очевидной, чем при простом взгляде. Если ребенок успешен в выборе правильной чашки, то постепенно отодвигайте лицо. Конечная цель состоит в том, чтобы взрослый просто сидел, откинувшись на спинку стула, и указывал на правильную чашку только движением глаз.
Протокол по указательному жесту такой же, как описано выше, только взрослый указывает пальцем на правильную чашку. Во время этого протокола дистанция между взрослым, ребенком и чашками может увеличиваться таким образом, чтобы ребенок учился следить за указательным жестом взрослого на расстоянии, что напоминает наиболее частые ситуации в естественных условиях (например, мама показывает Дженни птичку в небе).
Другие вариации и способы для обобщения этого протокола включают: положить множество чашек на стол вместо двух; увеличить расстоянии между взрослым, ребенком и чашками; использовать разные непрозрачные сосуды; попросить ребенка спрятать предмет от вас и использовать его взгляд и указательный жест для информации о том, где спрятан предмет; научить двух ровесников играть в такую игру вместо взрослого и ребенка (такое занятие может стать настоящим весельем для детей!)

8 комментариев:

  1. Узнала много полезной информации! Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, рада что информация для вас явилась полезной, спасибо за комментарий.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  2. Как хорошо, что я нашла ваш блог! Желаю вам успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо! Заходите еще, будет интересно)

      Удалить
  3. Ответы
    1. Игорь Сергеевич, спасибо за ваше внимание к этой информации, чем больше мы узнаем нового, тем эффективнее наша работа.

      Удалить
  4. Спасибо за информацию! Очень интересно!

    ОтветитьУдалить